На главную MuzMix.com






Текущее время сайта:
Логин: 
Пароль:  
 не отображать мое присутствие
Плачут иконы
(Винник Олег)
Журавли
(Бернес Марк)
Не дай ему уйти
(Секрет)
Помни обо мне
(Ахра)
Так хочется жить
(Рождество)
 Ринг


Песня месяца
Январь 2018 года
qwertyuiopasdfgПомнишь, девочка
(Новиков Александр)

Баллов: 971





ART-Ланч santal-u
Что и как влияет на качество записи голоса в звуковом редакторе.
Просмотров2196    Комментариев245

Тема разговора этого арт-ланча: оборудование для звукозаписи, что влияет на качество записи голоса.

 

Далеко не каждый человек, даже хорошо знакомый с компьютером, полностью представляет себе, какое используется оборудование для звукозаписи и что ещё может влиять на качество записываемого через микрофон материала. Привожу полную цепочку всего, что оказывает влияние на качество такой записи:

- микрофон + акустика помещения + посторонние шумы

- звуковая карта

- компьютер

- звуковой редактор

- звуковая карта

- наушники (или усилитель с динамиками + акустика помещения).

Звуковая карта написана дважды, но это одна и та же карта, просто звук по ней проходит  по двум разным каналам «туда-сюда».

В первую очередь рассмотрим только технические устройства без акустики помещения и шумов.

Ещё в недавнее время существовало деление всей звуковой техники по классам: от 4 до высшего.  На сегодня это понятие стало достаточно размыты, особенно что касается импортной техники. Я оставлю это деление по классам для лучшего восприятия информации о том, как работает вся цепочка для звукозаписи. А для примера возьму такой параметр для всех устройств, как диапазон воспроизводимых частот: (таких параметров много, а не только этот один; диапазоны частот указаны условно, но близко к тому, как это было в советское время)

4-й класс – 500 – 8 000 Гц

3-й класс – 125 – 12 500 Гц

2-й класс – 63 – 15 000 Гц

1-й класс – 40 – 18 000 Гц

0-й (высший) класс – 20 – 20 000 Гц (и выше)

Для справки – условно считается, что человеческое ухо слышит диапазон звуков в интервале 20 – 20 000 Гц. Самый низкий звук, который может произнести человек, частотой около 43 Гц, самый высокий что-то около 5 000 Гц. Но в звуке голоса ещё присутствуют гармоники частотой почти до верха звукового диапазона, который слышит человеческое ухо.

Теперь представьте себе уже названную цепочку из технических устройств, например, в таком виде:

Микрофон – 3 класса

Звуковая карта – 4 класса

Компьютер – 0 класса

Звуковой редактор – 0 класса

Наушники – 2 класса.

Надеюсь всем понятно, что в этой цепочке самым слабым звеном является звуковая карта, и она обрежет звуковой диапазон до своих 500 – 8 000 Гц не зависимо от того, что выдаст микрофон и уже дальше по цепочке это диапазон никогда не расширится. То есть можно сказать, что вы услышите запись по уровню не выше 4-го класса не зависимо от класса техники во всей остальной цепочке.

Точно так же выглядит эта цепочка, если взять все остальные параметры звуковых устройств для записи.

= =====================================

Во вторую очередь рассмотрим акустику помещений, в которых производится запись, и посторонние шумы.

Любой материал отражает звуковую волну, при этом частично поглощая её мощность. Только некоторые материалы очень хорошо поглощают звуковые волны, а некоторые очень хорошо их отражают. Студия для звукозаписи отличается от обычной комнаты тем, что все поверхности в ней покрыты материалами, которые очень хорошо поглощают звук. Это делается для того, чтобы запись голоса (-ов) получилась максимально чистой, без посторонних шумов и призвуков. Лучше потом добавить, например, к голосу ту же реверберацию, чем получить её в помещении в неконтролируемом виде, то есть какая есть, такая и будет на записи.

Далеко не у каждого есть под боком студия для звукозаписи, а все комнаты в квартирах с голыми стенами и гладкой мебелью, без ковров на стенах и паласов на полу, обладают акустикой, которую называют или «кабинетный эффект», или «эффект коробки», это когда голос звучит как в кабинете или коробке. Это очень неприятный дефект в записи голоса, и впоследствии, при обработке в звуковом редакторе, от него очень сложно избавиться, чтобы не потерять при этом качественное звучание голоса исполнителя. Поэтому для записи голоса надо выбирать помещения, где поверхности стен и пола максимально закрыты чем-либо мягким, поглощающим звук: ковры, паласы, шторы и т.д.. В результате можно получить записанный звук с минимальным количеством посторонних призвуков, и голос будет звучать максимально естественно.

Кому позволяют средства, могут посмотреть в интернете информацию по звуковым экранам.

Но кроме акустики помещения на качество записи очень отрицательно влияют посторонние шумы - из открытой форточки или от работающего оборудования: вентилятора, кондиционера, холодильника и даже от кулера компьютера (вентилятор такой в компе).

Дело в том, что подавляющее большинство шумов находится как раз в том диапазоне частот, в котором звучит и голос. И вырезая потом эти шумы из записи, мы так же вырезаем части записанного голоса, что неизбежно ведёт к ухудшению качества записи голоса. То есть чем больше будет шумов в записи, тем менее богатым станет голос после удаления этих шумов. А часто он после такой очистки становится глухим, плоским и не красивым. И никакими техническими средствами ему потом не вернуть его красоту и богатство.

Поэтому следует уделять большое внимание к наличию посторонних шумов при записи голоса в домашних условиях.

= ====================================

Это была теоретическая часть, теперь перейдём ближе к теме.

Из описанного выше видно, что самым слабым звеном при записи голоса в домашних условиях являются акустика помещения и посторонние шумы. Потому что можно иметь замечательную технику для звукозаписи, но получать при этом записи голоса весьма посредственного качества.

Следующим слабым звеном являются: микрофон, звуковая карта и наушники.

На мой взгляд, исходя из собственной практики, в первую очередь надо уделить внимание наушникам. Можно иметь прекрасный микрофон и замечательную звуковую карту, но если «ухи» не позволяют услышать эти прекрасности и замечательности, то хорошего качества записи голоса в любом случае не получится. Даже случайно.))))

Когда-то у меня была полу-профессиональная звуковая карта и среднего качества наушники (четыре разных вида и марки). Когда я купил наушники достаточно хорошего качества, то взялся за голову – как я мог раньше ТАК нарегулировать качество своего голоса???!!! Сказать «земля и небо» - это мало сказать.))

Следующее звено – микрофон. Это первый приёмник звука голоса, акустики помещения и посторонних шумов. Чем лучше он примет, тем лучше будет конечный результат записи. По большому счёту микрофон подбирается под конкретного исполнителя и конкретную обстановку при записи. Более подробно – чуть ниже.

И последнее звено из троицы – звуковая карта.

Если развернуть в ширину запись голоса, то мы увидим пусть и изломанную, но всё же синусоиду. Это называется аналоговый сигнал (или звук).

Но есть сигналы, которые выглядят как прямоугольники, и частота их повторения значительно выше, чем звуковой диапазон, который слышит ухо человека, – это называется цифровой сигнал.

Микрофон и наушники работают только с аналоговым сигналом, а компьютер – только с цифровым.

Вот для согласования микрофона и наушников с компьютером и требуется звуковая карта – она преобразует аналоговый сигнал от микрофона в цифровой вид, этот сигнал обрабатывается в компьютере и звуковом редакторе, и опять преобразуется в аналоговый сигнал в звуковой карте, чтобы его можно было услышать в наушниках. То есть сигнал при записи голоса проходит через звуковую карту дважды: от микрофона до компьютера и от компьютера до наушников.

Надеюсь, всем теперь стало понятно, что от качества такого преобразования и зависит качество передаваемого звука от микрофона до наушников.

Практически никто из тех, кто записывает свой голос для песен, за очень редким исключением, не покупает себе компьютер, в котором уже установлена профессиональная звуковая карта. По умолчанию у подавляющего большинства стоит бюджетная, достаточно слабенькая по качеству звуковая карта. Но даже при этом она во многих случаях лучше по качеству, то есть выше по классу, чем те микрофоны и наушники, которые есть у вас.

Поэтому отсюда следует вывод – если у вас микрофон и наушники низкого качества, то не стоит заморачиваться на покупке новой звуковой карты, улучшения звука вы практически не услышите. И если говорить о записи песен для выставления на сайт, а не для записи на диск в высоком качестве, то большинство встроенных звуковых карт вполне пойдут для выполнения этой задачи.

Конкретные рекомендации по выбору микрофона и наушников.

Конкретные параметры микрофонов и наушников – это очень спорные вопросы. Я знаю минимум двух человек, которые уже готовы раскритиковать меня, даже не видя, что я написал.)))) По предыдущему ланчу на тему о реверберации многие их знают.))) Но тем не менее я дам эти рекомендации, исходя из своего опыта и понимания.

Микрофон: частота воспроизводимых частот не уже чем 40 – 18 000 Гц, максимально линейная АЧХ, уровень звукового давления от 115-120 Дб и выше. Стоимость микрофонов с такими параметрами примерно от 6 000 руб. и выше.

Наушники: диапазон воспроизводимых частот 20 – 20 000 Гц и шире (чем шире, тем лучше, у меня например параметры наушников по частоте 15 – 27 000 Гц), чувствительность от 110 Дб/В, коэффициент гармоник от 0.1% и ниже. Их стоимость примерно от 2 000 руб. и выше. Более дешёвые будут ощутимо ниже качеством.

Часть параметров я не называю, потому что они достаточно спорные и приведут только к излишней демагогии в арт-ланче.)) Например, если говорить о том, какой микрофон лучше: динамический или конденсаторный. У каждого типа микрофонов есть свои защитники. В принципе я на этот вопрос уже ответил выше – под каждого исполнителя подбирается свой микрофон. Но так как далеко не у каждого есть такая возможность – выбрать микрофон под себя – то я и дал общие параметры микрофонов, исходя из того, что запись будет по качеству вполне подходить для записи песен и размещения их на сайте.

Если же у кого-то возникнет желание делать свои записи на диск в высоком качестве, то вам могу порекомендовать только одну дорогу – к профессионалам. При чём по всей цепочке, от микрофона, через компьютер и до наушников.

Ну и последний пункт нашего разговора – компьютер и звуковой редактор.

О компьютере можно сказать коротко – если он у вас моложе 5 лет, то можно считать его вполне пригодным для наших целей. В самом худшем случае будет немного притормаживать при большом количестве дорожек в звуковом редакторе. (у меня например не супер-комп, и он начинает притормаживать от 12 дорожек)

Много споров вызывает вопрос о том, каким звуковым редактором лучше пользоваться. Здесь, как и в случае с микрофонами, каждый будет отстаивать своего любимчика.)))

Что такое звуковой редактор? Если сравнивать с автомобилем, то это «движок», на который можно навесить кучу дополнительных прибамбасов.

Каждый редактор имеет свой встроенный функционал, то есть определённые способности и возможности, а так же возможность «навесить» на него дополнительные плагины.

Как автомобили делятся на классы, например по лошадиным силам, так и звуковые редакторы так же делятся на классы, по своим встроенным возможностям.

Есть группа звуковых редакторов, которые доступны всем желающим. Это Аудишн версии 1.5 и 3.0; Аудасити и др.. (другими я не пользовался). В сегодняшнем автомобильном ряду их можно считать на уровне Жигулей.))) Пусть они не могут ехать 200 км/ч, но всё же могут довезти нас туда, куда мы хотим попасть.))))) Вот так же и эти два редактора вполне могут нас «довезти» до записи песни в достаточно хорошем качестве.

Я для себя выбрал Аудишн 1.5 потому что считаю, что он, как Жигули вполне может меня довезти в булочную за хлебом, для этого не обязательно иметь кабриолет.)))) Хотя всем понятно, что в кабриолете гораздо комфортнее. Но в нашем случае это уже стоит денег.

Это не реклама конкретного редактора, каждый может выбрать на свой вкус и цвет. На мой взгляд, в этом редакторе, совместно с загруженными дополнительными плагинами, можно сделать очень многое.

= =======================================

И вместо заключения.

После предыдущего ланча о реверберации я на месяц окунулся в тему обработки звука, потому что возникли некоторые вопросы….

В результате я начал учиться совершенно по-другому обрабатывать запись голоса и делать сведение звука, чем делал это раньше. Объяснять не имеет смысла, я лучше дам ссылку, информация по которой будет полезна не только любителям, но и профессионалам.

https://www.youtube.com/watch?v=eyF16LzmaM4

В этом ролике вы получите и многие ответы на свои вопросы, которые могут появиться по прочтении этого ланча.


Ваша оценка:
  
  
Всего оценок:
+ 71    - 0
Сделать подарок Поделиться



Студия
sever56
Капли дождя на волосах
Ремейки (переделки)
TomJones
Sway
Julie London
alver42
Я буду всегда с тобой
Агутин Леонид
esklarmunda
Ритуальная
Любич Женя
shuger01
Я буду солнечным днем
Гоман Алексей
sosnovka10
Мой генерал
Хлебникова Марина
regina74
Он и она
Глызин Алексей
ViktorP
Ответ мадам Брошкиной
Чупретов Виктор
rena40
А заря
Любэ
Oleg-S
Темная ночь
Баста
iura1956
Осенний роман
Озеров Николай
inko
Песня о далекой Родине
Кобзон Иосиф
valinat
Молитва
Гурченко Людмила
Dantes21
Колодец
Евдокимов Ярослав
Forsait
Журавли
Хворостовский Дмитрий
WAM99
Воспоминания
Магомаев Муслим
SASHA-NEXT
Черные подковы
Не может быть
prov
Дождь
Бородин Михаил
Gros14
Суббота
Малова Светлана
Tusenka
Я живая
Лолита
malchiklip
Вернись, любовь
Сумишевский Ярослав
yalublu
Вот и все
Войнов Евгений
blade
Извозчик
Розенбаум Александр
velya
Облаком по небу
Сумишевский Ярослав
lesha
20 лет
Трофимов Сергей
kir4
Нет, не тебя так пылко я люблю
Романсы
Svet2016
Любовь моя
Ружицкий Павел
Natali8
Песня о далекой Родине
Кобзон Иосиф
Nissan66
Враги сожгли родную хату
Маршал Александр
flas
Самоволочка
Любэ



Территория творческого настроения © MuzMix.com, 2011 — 2018 гг. Пользовательское соглашение.       Наши партнеры
www.megastock.ru